Основой ботинка является толстая литая пластиковая подошва с пяточной частью, аналогичная модели High/High Light, а верх пошит из синтетической кожи/кожзаменителя, с сетчатыми “вентиляционными” вставками (вентиляция взята в кавычки, поскольку материал под сеткой не продувается). На мыске по бокам с обеих сторон пришиты дерматиновые “слайдеры”, функция которых скорее эстетическая, чем защитная.
С момента своего появления, GTX были в буквальном смысле “шиты белыми нитками” – все внешние швы на чёрном ботинке были выполнены нитками контрастного белого цвета. Смотрелось это интересно, но вероятно с годами приелось, и в сезоне 2017 ботинок стал полностью чёрным, за исключением белых вставок на язычке и лайнере, а так-же нескольких лого “Seba”. Пошив ботинка не изменился, лишь поменялась форма кожаной нашивки на мыске (натуральная кожа толщиной 2мм, единственная деталь ботинка, выполненная из натурального материала) – она стала поуже, и теперь частично прикрывает мысок сверху.
Полностью изменилась шнуровка – вместо “быстрой шнуровки” (тонкого шнурка с пластиковым замком) с торчащими внешними петлями, на которую были нарекания из-за недостаточной фиксации, установили “ускоренную шнуровку” – толстый круглый шнурок в скользящих матерчатых петлях. Такой вариант позволяет плотно затянуть всю шнуровку одним движением, и зафиксировать привычным узлом. Шнуровка не высокая, всего 4 пары петель, заканчивается под пяточным ремнём, но этого хватает чтоб надёжно зафиксировать стопу, и при этом аккуратно выглядит.
Пяточный ремень-липучка широкий, из кожзаменителя, крепится к ботинку на винтах под крестовую отвёртку, что даёт возможность в случае повреждения легко заменить его на новый, или установить стандартную пяточную баклю Seba.
Каф так-же крепится к ботинку винтами, что предоставляет владельцу роликов широкие возможности по их кастомизации и апгрейду – здесь снова вспомним кто был предком модели GTX, и значит совместим с ними по комплектующим. Сам штатный каф сделан так, что-бы максимально облегчить процесс обувания роликов – на нём нет длинного язычка проходящего поперёк голени под ремешком бакли, который в роликах более продвинутых моделей вечно мешается, упирается, царапает пальцы, и портит девушкам маникюр. Бакля на кафе имеет фиксатор рычага от случайного открывания (чтоб его открыть, нужно нажать кнопку на торце рычага), и защёлку “агрессивного” типа, так-же не допускающую расстёгивания бакли при случайном нажатии или ударе ботинка о ботинок или об другой предмет – для расстёгивания защёлки нужно не нажимать на неё, а оттянуть от ботинка. Ремешок бакли после защёлки убирается под каф, не торчит наружу, и ни за что не цепляется при катании. И рычаг и защёлка бакли, традиционно для роликов Seba, крепятся на винтах, что облегчает их ремонт или замену.
Как было сказано выше, под зубчатым ремешком бакли отсутствует язычок кафа, обычно защищающий голень от натирания этим ремешком, но беспокоить владельца GTX это не будет, поскольку внутри мягкого язычка ботинка напротив ремешка бакли предусмотрена широкая и жёсткая защитная вставка.
Лайнер (внутренник) довольно плотный, в передней и средней части стопы тонкий, в задней и вверху гораздо толще, а в зоне пятки и косточек лодыжек имеет анатомические вставки, с выемками и уплотнениями в необходимых местах, для лучшего соответствия форме стопы (конечно если эта стопа соответствует мнению конструкторов Seba о том, какой ей полагается быть). Боковины лайнера ассиметричны – внешняя (со стороны рычага бакли) примерно на 1см выше внутренней (со стороны защёлки), а сзади, в зоне икроножной мышцы, сделан довольно глубокий вырез (V-cut), уменьшающий вероятность давления на мышцу краем ботинка, и облегчающий выполнение элементов катания на передних колёсах. Над этим вырезом пришита удобная петля для обувания/переноски роликов, а ниже кафа, на пятку, в этом году приклеили резинку с лого “GT” (ролики относятся к линейке “Grand Tourism”).
По бокам под пяткой ботинка присутствуют треугольные окна, в которых снаружи виднеется и прощупывается нечто резиноподобное. Вероятно по замыслу разработчиков эти элементы должны изображать антишок, но на деле толщина резинки под пяткой совершенно символическая, да и мягкость её чуть меньше чем у поролоновой губки, поэтому антишоком это назвать нельзя. Тем не менее антишок в GTX есть – за него отвечает вложенная в ботинок плотная пенная стелька, толщина которой в зоне от пятки до середины стопы достигает почти 10мм, а затем постепенно уменьшается до 3мм в передней части стопы и под пальцами.
Выше уже упоминалось, что основа ботинка GTX аналогична применяемой в моделях High/High Light, но некоторое отличие есть и здесть – в про-моделях площадки для крепления рамы имеют по 7 отверстий, здесь-же их количество ограничено одним отверстием на площадку. Тем не менее резьба в площадках и рамные винты унаследованы от “старших родственников” – применяются не привычные винты М6 с шестигранником 4мм, а более толстые “нестандартные” дюймовые 5/16″-18 UNC с шестигранником 3/16″, для которых в комплекте лежит ключ с красной рукояткой. Под винты не забыли положить стальные шайбы. Разбивка ботинка (расстояние между крепёжными отверстиями для рамы) равна 165мм, это распространённый стандарт.
Вес Boot Only ботинка GTX 2017 41-го размера (US8/26,5см) без ходовой части и рамных винтов равен ~750гр. Если верить имеющейся у меня таблице, это лишь на 20 граммов тяжелее самого лёгкого профессионального композитного ботинка Seba WFSC, равно весу ботинка Seba KSJ, и на 100 граммов легче ботинка High Light в размерах 25,5см.
В общем ботинок лёгкий.
Самым же заметным изменением в комплектации GTX 80 2017 по сравнению с предшественниками, стала полная замена их ходовой части. Теперь на ролики устанавливается рама модели X2R 243, которая с прошлого года применялась на роликах FR3 80/FRX 80/Trix 2. Это литая алюминиевая рама длиной 243мм, “изюминкой” которой является возможность установки рокеринга без замены колёс – крайние оси сделаны эксцентриками, при переворачивании которых на 180 градусов ось колеса поднимается на 2мм вверх. Это резко увеличивает манёвренность роликов, и полезно при занятиях слаломом. Впрочем, подъём переднего колеса может быть удобен и для катания в городе – это облегчает проезд по неровностям.
Центральные оси в раме стандартные, односоставные (с резьбой в раме), между ними присутствует одна мощная V-образная перемычка.
Все оси стальные, диаметром 8мм, откручиваются одним стандартным ключом-шестигранником 4мм (ключ с чёрной ручкой из комплекта).
Высота рамы минимальна для стандартной рамы (верх колёс находится вровень с плоскостью передней крепёжной площадки). Сами площадки имеют по 2 крепёжных прорези с шагом в 15мм, и позволяют установку на ботинки с разбивкой 150/165/180мм, с возможностью сдвига рамы вбок.
Поверхность рамы не подвергалась электрохимической обработке (анодированию), а просто окрашена в чёрный цвет, надписи выполнены по-видимому лазерной гравировкой – их светлый цвет это не краска, а оголённый металл.
Рама изготовлена методом литья, поэтому она немного толще и тяжелее чем экструдированная рама предыдущей модели, вес рамы X2R 243 с установленными штатными осями ~250гр.
Колёса тоже обновили – теперь это Seba Street Kings 80мм/85А, более жёсткие и мясистые (диаметр ступицы 38мм), достаточно качественные и износостойкие, профиль круглый.
В колёса установлены подшипники АВЕС7, втулки стальные, штампованные.
Ролики комплектуются штатным тормозом, все винты и оси для снятия/установки которого входят в комплект.
Правда при ближайшем рассмотрении система крепления тормоза оставила впечатление кустарной поделки, как будто в передачу “Очумелые ручки” принесли разные раму и тормоз, и дали задание как-нибудь приделать одно к другому, чтоб хотя-бы держалось, ну и приделали, пользуясь деталями которые нашлись в хозяйстве – использована неподходящая и не фиксирующаяся в раме задняя ось, из-за перекоса которой заднее колесо слегка заваливается вбок, а для его снятия могут понадобиться два ключа, так-же применены тонкие крепёжные винты, не соответствующие отверстиям в кронштейне тормоза, а сам тормоз предназначен для установки на раму предыдущей модели. При общей аккуратности изготовления, внимании к мелочам, и положительном впечатлении от роликов, такое крепление вызвало, мягко говоря, недоумение. Впрочем рама X2R изначально явно не предназначалась для эксплуатации с тормозом, и кто и зачем решил его на неё приспособить – вопрос к производителю, а тем временем женские модели FR W и Trix 2 W в такой комплектации продаются с прошлого сезона. Тем же кто не планирует пользоваться тормозом, волноваться не о чем – штатная ось, эксцентрик, и винт для использования рамы без тормоза лежат в комплекте.
На этом обзор основных элементов конструкции пожалуй можно завершить, и перейти к впечатлениям от катания на роликах.
Начну с размера: на ногу размером 42EUR (US8/270мм) идеально сели GTX размера 41EUR (US8/265мм). Сразу при обувании расшнурованного ботинка пальцы изнутри упёрлись в мысок, но затем, после утапливания пятки, затягивания шнуровки, пяточного ремня, верхней бакли, и принятия правильной стойки (колени слегка согнуты, и закрывают от взгляда мыски ботинок), касания пальцами мыска больше не чувствовалось. Ощущения стопы внутри ботинка можно пожалуй описать единственным словом – комфорт. Охват стопы плотный, но мягкий, нигде не жмёт, не давит, не болтается. Шнуровка удобна, предельно легка в затягивании (просто потянуть за концы шнурков), и эффективна – боковины ботинка плотно охватывают и фиксируют стопу. Теперь шнурки в GTX не декоративный, а полноценный и полезный элемент фиксации роликов. Правда из-за расположения верхних петель, узел шнуровки не очень удачно приходится точно под пяточный ремень, и может при катании давить на подъём, поэтому при затягивании ремня узел полезно из под него вытянуть. Верхняя бакля абсолютно не мешает при обувании ботинка, легко откидывается в сторону, а каф спереди полностью открыт. Вобщем простота и удобство обувания GTX на уровне хороших фитнес-роликов, процесс переобувания занимает буквально пару-тройку минут.
В разных роликах случается, что в местах где края язычка ботинка заходят под его боковины (или под боковины лайнера), из-за двойной толщины материала (лайнер + язычок под ним) может возникать неприятное и даже болезненное давление на стопу, особенно если сверху всё это придавливается туго затянутым пяточным ремнём или баклей. В GTX язычок в зоне под пяточным ремнём сделан узким, а по бокам к нему пришиты тонкие “крылышки” из кожзаменителя, которые и заходят под боковины ботинка, не увеличивая общую толщину материала, и не создавая излишнего давления.
Каф при затягивании верхней бакли плотно охватывает голень по всей окружности, не оставляя вокруг неё свободного места, но в этой зоне язычок и лайнер толстые, поэтому и здесь нога чувствует себя комфортно, ни язычок, ни бакля, ни края кафа и лайнера ногу не давят. Вцелом плотность посадки ноги в новом, неразношенном ботинке такова, что если в нормально затянутых роликах посидеть на месте минут 15, то стопы даже слегка затекают (при катании подобного не произойдёт).
По сравнению с ФСК-роликами в GTX сразу чувствуется лёгкость сгибания ботинка вперёд – над пяточным ремнём в боковинах предусмотрены “зоны сгибания” – специальные вырезы, закрытые снаружи тянущейся тканью, и с губчатым материалом внутри, которые за счёт своей деформации позволяют верхней части ботинка легче наклоняться вперёд, что даёт возможность, например, даже новичку сесть в роликах в полный присед, не опасаясь завалиться назад, а роллерам поопытнее облегчит освоение ванвилов на пятке или прыжков (приседать при отталкивании или приземлении). В то-же время боковая поддержка достаточна для обучения катанию, прогулочного катания, для освоения базовых и начальных слаломных элементов, обучения прыжкам, базовым слайдам, хотя при выполнении элементов требующих от кафа выдерживать вес взрослого роллера (например катание на одной ноге на внешнем ребре колёс), кафу не хватает жёсткости, он перекашивается, и прогибается, а ботинок сильно заваливается на бок, что в принципе совершенно нормально для такой конструкции. Попутно отмечу, что благодаря ассиметричной высоте боковин ботинка, завалить его на внутреннюю сторону (частая проблема у начинающих роллеров) сложнее чем на внешнюю.
Задний вырез (V-cut) тоже хорошо справляется со своей ролью – катание и развороты на передних колёсах даются легко, край ботинка сзади в голень не врезается.
Антишок имеет достаточную толщину и плотность что-бы быть незаметным на мелких неровностях, и минимизировать неприятные ощущения от “тёрки”, плитки, ударов, и прыжков, а так-же отчасти нивелирует высокую жёсткость комплектных колёс.
Не смотря на то что материалы и “вентиляционные вставки” ботинка практически не продуваются, ноги и носки (роллерские) внутри роликов за время тестирования остались сухими – очевидно лайнер обладает хорошими влагоотводящими и испаряющими свойствами.
Рама 243мм, короткая, манёвренная, никаких сюрпризов не преподнесла – классический ФСК/слаломный вариант.
При установке рокеринга ролики становятся очень манёвренными и послушными, а своим поведением сходны с хоккейными ледовыми коньками.
Колёса по ощущениям очень жёсткие, наощупь даже напоминают пластик, антишоковые свойства в них полностью отсутствуют, катание по плитке и “тёрке” на них весьма неприятно, и тут очень выручает антишок в ботинке, хотя даже с ним прыгать на этих колёсах удовольствие ниже среднего. По лёгкости хода заслуживают оценку “хорошо”, цепкость тоже хорошая, выше ожидаемой даже на сыром покрытии. Износостойкость высокая, не квадратятся, хорошо ведут себя на слайдах.
Вес одного роликового конька GTX в сборе с ходовой частью, но без тормоза, составляет ~1450гр.
Вцелом обновлённые GTX 80 2017 оставили приятное впечатление, это качественные, лёгкие, удобные, и универсальные ролики, функционала которых хватит для катания в различных стилях, а возможности апгрейда позволят при необходимости без значительных затрат серьёзно улучшить их характеристики.
Единственное что объективно не понравилось – кустарное крепление тормоза.
Спасибо за обзор: rollerclub.ru и Кщ